К началу Второй мировой войны итальянский флот подошёл будучи одним из самых больших и грозных флотов Европы. В его составе числились 2 линкора типа «Conte di Cavour» и 2 линкора типа «Andrea Doria» (в некоторых формулировках линкоры данных типов относят к одному из-за схожей конструкции), на подходе были 2 новейших линкора типа «Littorio». В составе флота числились 4 тяжёлых крейсера типа «Zara». И это не считая большого количества кораблей классом поменьше.
В 1940 году произошло первое крупное сражение между Королевскими ВМС Италии (Reggia Marina) и Королевским ВМФ Великобритании. 9 июля так вышло, что близ юго-восточной оконечности Апеннинского полуострова и англичане, и итальянцы отправили свои крупные конвои, и, соответсвенно силы прикрытия.
Пять итальянских транспортов вышли с 6 по 7 июля из портов Неаполя и Катаньи. Их прикрытие осуществляли лёгкие крейсера RN Bande Nere и RN Bartolomeo Colleoni, четыре эсминца и шесть миноносцев. Но самое главное — ближнее прикрытие осуществляли крейсера 7-й дивизии контр-адмирала Сансонетти (1-я эскадра Кампиони, 2-я эскадра Паладини). Суммарно ближнее прикрытие конвоя осуществлялось пятьюдесятью кораблями: два линкора (RN Conte di Cavour и RN Giulio Cesare), шесть тяжёлых и 10 лёгких крейсеров и 32 эсминца. На борту транспортов находилось 2190 солдат и офицеров, 72 танка, 273 автомобиля, 10 445 т предметов снабжения и 5720 т топлива. Направлялись транспорты в г. Бенгази.
Действия флотов за день до сражения
8 июля уже британцы вывели из Ла-Валетты свои конвои (четыре тихоходных транспорта составили конвой «MS-1», а три быстроходных «MF-1»), чьё прикрытие состояло из четырёх, а затем из семи эсминцев. Касаемо других сил ближнего прикрытия (Александрийская эскадра адмирала Каннингэма), их состав был следующим: один авианосец, три линкора, пять крейсеров и 16 эсминцев. Целью конвоя была эвакуация гражданских с Мальты и вывоз необходимого портового оборудования в Александрию.
Несмотря на то, что одно из итальянских соединений было замечено британской субмариной Phoenix 8 июля в 5:15, итальянский конвой благополучно добрался без каких-либо потерь или повреждений.
С британским флотом, с момента его обнаружения итальянскими подводными лодками, всё было не так гладко. Весь день 8 июля корабли соединения подвергались налётам итальянских Королевских ВВС, в ходе которых на корабли было сброшено более 430 бомб, и, по донесениям итальянских пилотов, несколько кораблей (в том числе и один из линкоров) были повреждены, а один — потоплен. В реальности единственное попадание получил крейсер HMS Gloucester. Погибли командир, семь офицеров и 11 матросов, но корабль уцелел.
Тем временем итальянское соединение вышло в обратный путь до своих баз в Италии. Безусловно, итальянцам было известно, что они могут столкнуться с британскими кораблями. В 14:30 Кампиони, шедший позади Паладини приказал разворачиваться ему на встречу. Паладини, находясь между соединением Кампиони и конвоем, не имел визуального контакта с транспортниками, но имел возможность в случае нападения на них прийти им на помощь. Затем в 15:21 сам Кампиони повернул в обратную сторону. План был в том, чтобы дать британцам бой на выгодных итальянцам условиях — возле баз собственной авиации. Однако позже была перехвачена радиограмма о намерении британцев бомбардировать Мессину или Аугусту при помощи палубной авиации. По личному приказу Муссолини, Кампиони отложил бой, дабы дать бомбардировщикам возможность нанести серию ударов по врагу. Обе эскадры в 18:40 повернули норд-норд-вест.
Тем временем, к 6:00 9 июля британцы были уже в примерно 60 милях от Наварина (Греция). Отсюда Каннингэм было пошёл в сторону Мальты, но в 7:32 «Сандерленд» 228-й эскадрильи Королевских ВВС обнаружил итальянские силы прикрытия. Далее позиция итальянцев уточнялась с помощью палубных разведчиков с авианосца HMS Eagle.
Кампиони с вечера 8 июля не имел никакого понятия, где находится противник. На рассвете 9 июля две эскадры тяжёлых крейсеров провели поиск впереди и справа по курсу от главных сил, но, никого не найдя, в 10:00 получили приказ на отход. Кампиони изменил курс в 11:25 на зюйд-зюйд-ост, дабы собрать силы в один кулак. В его планы входило дать бой англичанам в районе 14:00 в 60 милях к востоку от полуострова Калабрия. Он также рассчитывал на более эффективную поддержку со стороны Regia Aeronautica.
Как и предсказал Кампиони, в промежутке между 13:15 и 13:26 девять торпедоносцев Swordfish с авианосца HMS Eagle появились на горизонте. Они атаковали тяжёлые крейсера Паладини, которые приняли за линкоры, но из-за плотного зенитного огня им пришлось сбрасывать торпеды на большой дистанции, на которой от них не составило большого труда увернуться. Затем, в 14 часов эскадры Кампиони и Паладини встретились и легли на курс 10°, ожидая встречи с врагом.
Боевой ордер итальянской эскадры был следующим: в центре — RN Conte di Cavour и RN Giulio Cesare (главные силы), в 5 милях справа и несколько сзади шли 8-я и 4-я дивизии крейсеров под командованием контр-адмиралов Леньяни и Маренко ди Мориондо, в 3 милях слева — 1-я и 3-я дивизии тяжёлых крейсеров под командованием контр-адмиралов Маттеучи и Катанео. Также с юго-запада двигалась 7-я дивизия лёгких крейсеров контр-адмирала Сансонетти. Они должны были догнать эскадру.
Англичане же шли на итальянцев тремя группами. Впереди — соединение А вице-адмирала Тови, состоявшее из четырёх крейсеров и одного эсминца. За ними в 8-10 милях шло соединение В под командованием адмирала Каннингэма, состоявшее из линкора HMS Warspite и пяти эсминцев его охранения. И последняя группа — соединение С — шла на том же расстоянии за соединением В и включала в себя линкоры HMS Malaya и HMS Royal Sovereign, авианосец HMS Eagle, крейсер HMS Gloucester и десять эсминцев. Командовал соединением С вице-адмирал Придхем-Уиппел.
В 14:40 один из итальянских гидросамолётов, поднятых с крейсеров 4-й, 7-й и 8-й дивизий, сообщил о подозрительном корабле, а в 14:54 крейсера 8-й дивизии Леньяни установили визуальный контакт с британцами.
Бой
Погода во второй половине дня на удивление благоприятствовала артиллерийскому бою. Море было спокойно, северо-западный ветер силой 5 баллов и лёгкая облачность не менялись на протяжении всего боя. Ветер уносил дым от британских залпов так, что мешал им видеть цели, и этот же ветер благоприятствовал постановке дымовой завесы со стороны итальянцев.
Перестрелку начали лёгкие крейсера. В 15:22 обе стороны открыли огонь друг по другу на дистанции 22 кабельтовых (примерно 4-4,1 км). В это же время два крейсера 4-й дивизии ди Мориондо (RN Alberico da Barbiano и RN Alberto di Giussano) пошли на ост с целью разведать построение британцев. Это было рискованно, так как в 15:26 к бою подключился линкор HMS Warspite, дав залп носовыми орудиями ГК по дивизии Леньяни, а кормовыми как раз по лёгким крейсерам ди Мориондо. Точность стрельбы HMS Warspite пока была низкой, однако ди Мориондо принял решение отходить. В 15:36 дымовая завеса, поставленная итальянскими эсминцами, скрыла отходящие итальянские крейсера. Так завершилась первая фаза боя.
В 15:50 стороны уже линейные силы установили визуальный контакт. К этому моменту обе дивизии итальянских тяжёлых крейсеров двинулись в голову боевого порядка итальянцев, а британские линкоры уже подняли корректировщики. На этой фазе боя главными действующими лицами стали именно линкоры. Шедший головным RN Giulio Cesare открыл огонь в 15:53 по HMS Warspite, который начал отвечать спустя минуту. Следом RN Conte di Cavour открыл огонь по HMS Malaya (есть гипотеза, что его истинной целью был HMS Royal Sovereign). Перестрелка шла 7 минут, в ходе которой обе стороны добились накрытий. Итальянцы довольно хорошо пристрелялись. Их снаряды падали около полумили от HMS Warspite, несколько эсминцев в том же районе получили лёгкие осколочные попадания. К 16 часам итальянцы так хорошо пристрелялись, что HMS Warspite был вынужден отвернуть на 10° влево и увеличить скорость до 17 узлов. Спустя некоторое время форс пламени вызвал на HMS Warspite пожар гидросамолёта, который сбросили за борт.
Стрельба британцев с самого начала была несколько точнее, выстрелы ложились кучно. В итоге в 15:59 HMS Warspite поразил RN Giulio Cesare прямым попаданием в середину корпуса 381-мм снарядом.
«Снаряд попал в нашу кормовую трубу с правого борта и прошёл внутрь бронированной цитадели под палубой, пробив переборку левого борта. Потом он пробил ещё одну палубу, прошёл сквозь каземат, снеся переборки, и попал в унтер-офицерский кубрик. Этот отсек был уничтожен. Снаряд сделал небольшую пробоину в броневой палубе внизу и был остановлен носовой бронированной переборкой».
«Я видел ярко-оранжевую вспышку мощного взрыва у основания трубы вражеского флагманского корабля. Она сопровождалась расползающимся облаком дыма».
В результате попадания был уничтожен один 37-мм автомат правого борта, начался пожар в перегрузочном отделении средней 120-мм башни левого борта. Дым от него засосало в котельные отделения, из-за чего из строя вышли 4, 5, 6 и 7 котельные отделения. Было убито, ранено или обожжено 115 человек.
Отход
Пока RN Giulio Cesare горел, RN Conte di Cavour прикрывал его своим огнём с группой тяжёлых крейсеров во главе с RN Pola. RN Giulio Cesare вывалился из строя. Аварийные партии быстро справились с пожарами и ввели в строй шесть из восьми котельных отделений. Корабль вёл бой, отстреливаясь из кормовых башен пока не был скрыт дымовой завесой лёгких сил итальянцев. Флот постепенно начал отходить к Сицилии. RN Conte di Cavour никаких повреждений в бою не получил.
В 16:04 артиллеристы HMS Warspite окончательно лишились визуального контакта с вражескими линкорами и прекратили огонь. Крейсера Паладини тем временем смогли занять положение «Палочка на Т» относительно HMS Warspite. Первым в 15:55 открыл огонь RN Trento, затем в 15:58 — RN Fiume, в 16:00 — RN Bolzano, RN Zara и RN Pola. В этот момент английские крейсера открыли огонь. RN Bolzano получил 3 прямых попадания 152-мм снарядами предположительно от HMS Neptun, которые повредили рули, ствол одного из орудий второй башни и помещение торпедных аппаратов.
В 16:09 HMS Warspite и HMS Malaya открыли огонь по крейсерам. Попутно торпедоносцы с HMS Eagle совершили неудачную атаку. В 16:20 итальянские эсминцы поставили дымовую завесу, дабы прикрыть отход Паладини. Периодически итальянские эсминцы выныривали из дымовой завесы, давая несколько залпов по врагу. Каннингэм бросал крейсера в контратаки, но Тови испытывал нехватку снарядов, и потому расходовались они экономно. Лишь итальянский лидер эсминцев RN Vittorio Alfieri получил ничтожные повреждения от осколков. Бой полностью завершился в 16:50.
Кампиони не сразу пошёл на Сицилию, а сперва взял курс 230° на юго-запад. Он хотел заманить британцев в дымовую завесу, чтобы эсминцы могли внезапно их атаковать, а затем на позиции итальянских субмарин, чтобы добить уцелевших, не рискуя собственными тяжёлыми боевыми единицами. Вот только после захвата итальянской подлодки RN Uebi Scebeli, шифры итальянцев не были секретом для англичан. Поэтому Каннингэм пошёл в обход дымовой завесы. Однако эскадренный ход англичан в 17 узлов был меньше, чем у повреждённого RN Giulio Cesare. Противники не встретились.
До наступления темноты англичане искали врага вдоль побережья Калабрии, но потом повернули на Мальту. С 17:40 до 22:10 на них было совершено 126 итальянских авианалёта, которые не причинили никакого вреда.
На протяжении 7–9 июля итальянские Королевские ВВС продемонстрировали свою крайнюю бесполезность. Они не могли попасть по движущейся цели, не могли опознать свои суда, из-за чего часто докучали своим соотечественникам-морякам. В тот же вечер они атаковали и итальянскую эскадру, но корабли смогли спастись. Всё ограничилось близкими разрывами.
«Суть этого „…“ морского сражения заключается в том, что оно велось не между нами и англичанами, а между нашими авиацией и флотом. Адмирал Каваньяри настаивает, что наша авиация отсутствовала в первой фазе битвы, а когда наконец появилась, то обрушилась на наши собственные корабли».
Повреждённый RN Giulio Cesare около 21:00 вошёл в Мессинский пролив вместе с 3-й дивизией крейсеров. Там он получил приказ с крейсерами идти в Неаполь, откуда 12 июля перешёл на ремонт в Специю. 7-я дивизия крейсеров контр-адмирала Сансонетти ушла в Палермо. Остальные корабли пошли в Аугусту, но в 1:00 10 июля ушли в Таранто, так как существовала угроза авианалёта. Действительно, на закате 10 июля Аугуста была атакована торпедоносцами с авианосца HMS Eagle. На рейде стоял один танкер и эсминец RN Leone Pancaldo. В ходе налёта оба корабля получили по торпеде. Эсминец затонул, но был поднят и заново введён в строй.
RN Giulio Cesare ремонтировался до 30 августа того же года. 1 сентября он пришёл в Таранто.
За участие в бою у Калабрии RN Conte di Cavour был награждён Серебряной медалью за воинскую доблесть.
Выстрел HMS Warspite стал самым дальним артиллерийским выстрелом в истории флота, попавшим в цель (26 000 м), наравне с выстрелом DKM Gneisenau по авианосцу HMS Glorious в том же 1940 г.
Итоги и последствия
Итоги боя до сих пор вызывают споры. С одной стороны, это было первое крупное столкновение итальянцев с британцами на Средиземном море, и, с учётом характеристик британских кораблей, участвовавших в бою, плюс принимая во внимание то, что у британцев был перевес в силах, исход боя для итальянцев можно считать вполне достойным для первой стычки. Но с другой стороны, проявились и различные недостатки: отсутствие адекватной поддержки с воздуха, отсутствие авиаразведки, выявленное в ходе боя не очень хорошее бронирование линкоров типа Conte di Cavour. Артиллерийская дуэль всё время проходила на очень большой дистанции, из-за чего тяжело было дать однозначную оценку точности итальянских артиллеристов. Тем не менее исход боя каждая сторона оценила в свою пользу, и дух что итальянских, что английских моряков был поднят очень высоко.
«Я убеждён, что одним из результатов боя, причём не самым последним по значимости, стал тот факт, что весь личный состав, даже самые робкие, почувствовал внутреннюю потребность сражаться и уверенность в нашей способности противостоять неприятелю и бить его».
Однако, как показала история, итальянцам было бы лучше рассматривать исход боя в «негативном» для себя свете. Ибо чрезмерная уверенность своих силах постепенно привела к неоправданным рискам. И финалом всего этого действия стало сражение у мыса Матапан. Сражение, в котором в полной мере проявилось полное отсутствие поддержки с воздуха со стороны итальянцев, в котором ради помощи одному подбитому кораблю направилась целая дивизия тяжёлых крейсеров (которая полностью погибла), в котором данные о противнике строились на основе догадок, а не на реальных разведданных, в котором итальянские моряки не смогли произвести ни единого выстрела по британцам (будто забыв всю свою выучку и боевой опыт). И действительно хорошие боевые единицы, построенные на совесть, — RN Zara, RN Fiume и флагман RN Pola — пошли на дно.
Но это уже совсем другая история.
Источники
Литература:
- С. В. Патянин «Проклятые линкоры. „Цезарь“, ставший „Новороссийском“. — М. Яуза: ЭКСМО: 2011. — 176 с.: ил.
- А. В. Дашьян „Вторая мировая война на море“ / Александр Дашьян, Андрей Чаплыгин. — Москва: Эксмо: Яуза, 2019. — 176 с.
Сайты: