Каждый год на 1 апреля в War Thunder проводятся различные тематические ивенты. Иногда они отсылают на события вымышленные, описывающие необычные фантастические миры. А иногда представляют собой реконструкции событий вполне исторических. Таким стало и событие 2025 года, которое было посвящено Первой мировой войне, где, в том числе, можно было увидеть левиафанов того времени — величественных дирижаблей-цеппелинов. Об этом изобретении и его применении в огне самого глобального конфликта на то время и пойдёт сегодня речь.
Новый род войск
К началу 1915 года все страны, вовлечённые в самую большую на тот момент войну в истории, осознали: опасность теперь может прийти не только с привычных в этом плане стихий — земли и воды, но и с воздуха. Первые полёты казавшихся смешными деревянных этажерок остались далеко в прошлом, и теперь авиация, которая доселе вызывала улыбки и скепсис, начала занимать своё место в номенклатуре боевых средств. Сначала она превратилась в идеального разведчика, а чуть после — в новый род вооружённых сил.
Впрочем, для современного человека состав воздушных сил тех времён выглядит крайне необычным, ведь самолёты были ещё слишком несовершенны и малы для значимой бомбовой нагрузки, способной ощутимо повлиять на ход наземного боя. Потому основным носителем бомб стали дирижабли. Огромные гиганты, наполненные взрывоопасным газом, оказались первыми серьёзными бомбардировщиками, которые к тому же обладали не в пример большим радиусом действия по сравнению с «поршнями»-современниками.
Поэтому именно дирижабли за счёт возможности нагрузки и дальности полёта стали применяться не только на фронте, но также и для акций устрашения, например, для бомбёжки столицы врага…
К концу 1915 года Германская империя уже неоднократно предпринимала попытки бомбовых ударов по британским островам. Для этого использовались дирижабли серии «P», имевшие жёсткий каркас, скорость до 98 км/ч, потолок полёта до 2800 метров, но самое главное — впечатляющую дальность, позволявшую достичь Лондона, вылетев с Вильгельмсхафена.
Эти «мероприятия» длились больше года, несмотря на то, что бомбёжка Лондона была официально запрещена личным приказом кайзера, так как все европейские монархи того времени приходились друг другу родственниками. И Вильгельм II не хотел подвергать опасности своих родственников в Британии. Этот запрет был снят в мае 1915 года.
Столица под атакой
Атака на Лондон была запланирована на начало сентября. Для неё было выделено три цеппелина — L-14, L-13 и L-11. Непосредственно операция была назначена на ночь с 8 на 9 сентября. В 14:00 по местному времени три цеппелина поднялись на высоту и направились в сторону Британии, и из-за ошибок в расчётах они оказались у её побережья куда раньше, чем предполагалось, примерно в 20:30.
План бомбардировки подразумевал именно ночное бомбометание, и воздушные суда были вынуждены дожидаться захода солнца. Однако тут отряд понёс первые потери. На цеппелине L-11 обнаружилась техническая неисправность двигателей, и он был вынужден возвращаться на базу. Затем в уже сгустившихся сумерках, проходя над Норфолком, также с аварией двигателей столкнулся и L-14. Сбросив свои бомбы на Ист-Дерхем, он развернулся на обратный курс. Таким образом, до цели долетел лишь один цеппелин — L-13, под командованием капитан-лейтенанта Хайнриха Мати.
L-13 приблизился к Лондону с севера, как считалось, с наиболее непредсказуемого направления, примерно в 22:40 по местному времени. Цеппелин нёс на борту 55 зажигательных 5-килограммовых бомб, 14 фугасных 100-килограммовых и одну новейшую разработку германских инженеров — фугасную 300-килограммовую бомбу. Эта бомба была совершенно новым оружием и до этого не испытывалась в деле.
Экипаж L-13 был крайне удивлён тем, что их приближение и манёвры над городом остались незамеченными. Лондон был полностью освещён, не соблюдалась светомаскировка и не было никаких признаков тревоги или мер защиты от авианалёта. Это, как позже отмечали немецкие офицеры, их поразило, ведь Великобритания уже ощутила на себе опасность цеппелинов, бомбивших прибрежные районы ещё в начале 1915 года.
Поэтому Мати, досконально знавший географию британской столицы, решил потратить дополнительное время, чтобы выбрать наиболее удачные цели для атаки.
Первые бомбы упали на склады в черте Лондона в 22:49. Расположенные чуть севернее Собора Святого Павла, они получили серьёзный урон и загорелись. Также мог быть и уничтожен сам собор, однако, к счастью, 150-килограммовая бомба не попала в цель и взорвалась на соседней улице, и памятник архитектуры уцелел.
Лишь после этого в столице Великобритании осознали, что находятся под атакой. Однако систем массового отключения освещения в городе, чтобы затруднить бомбометание, просто не было предусмотрено. В воздух поднялись пять аэропланов в попытке перехватить цеппелин, а также был открыт беспорядочный огонь из зенитных орудий и включены прожекторы. Но, как отмечали впоследствии в своих трудах историки, скорее всего из-за шока, а также внезапности атаки, все эти меры оказались практически бесполезными. Поднявшиеся в воздух самолёты просто не нашли огромный дирижабль в небе над столицей, равно как и беспорядочно шарящие по небу лучи прожекторов.
Бомбардировка и её последствия
Мати тем временем повёл воздушное судно в сторону центра города. Он планировал ударить оставшимися бомбами по зданию Национального банка. Однако именно в тот момент, когда он уже подходил к намеченной цели, один из прожекторов наконец «засветил» цепеллин. Он пробыл в луче всего лишь несколько секунд, но капитан цепеллина решил, что дальнейшие действия слишком рискованны, и приказал сбросить оставшиеся бомбы, в том числе и 300-килограммовую, немедленно, пускай и не прицельно. Эта бомба упала около Смитфилд-Маркет, разом разрушив несколько домов и убив практически всех, кто был рядом. Мати же после сброса сразу поднял цепеллин на максимально возможную для него высоту и развернулся на обратный курс. Уже на отходе, с высоты L-13, сбросил ещё пару лёгких зажигательных бомб в районе Ливерпульского вокзала. Однако он не попал в здание, и бомбы лишь сожгли несколько стоявших рядом омнибусов — предков современных маршрутных такси тех времён на конной тяге.
Бомбардировка была окончена, и L-13 без проблем добрался до своей базы в Вильгельмсхафене через десять часов. В столице Британии же с наступлением утра начались разборы завалов, а также расследование причин случившегося. Произошедшее этой сентябрьской ночью ясно показало, что противовоздушная оборона Лондона никуда не годится. Цеппелин долгое время находился в небе над островом, никем не замеченный, и столько же провёл непосредственно над Лондоном. О его присутствии не подозревал никто, пока на город не упали первые бомбы. Расчёты зенитных прожекторов были плохо обучены и не сумели удержать своими лучами огромный цепеллин, да и нашли его в небе по чистой случайности. Никто не озаботился ввести постоянное ночное затемнение городов для затруднения бомбометания.
Лондон с начала войны фактически существовал в режиме мирного времени. Также было отмечено, что имевшиеся на вооружении сил ПВО столицы 12-фунтовые зенитные пушки имели высоту поражения до 2000 метров, тогда как новые немецкие цеппелины могли находиться выше этой отметки, оставаясь неуязвимыми для огня с земли. И в конце концов, аэропланы, предназначенные для защиты города, были на самом деле не приспособлены для ночных полётов и не имели эффективного вооружения.
Итогом ночной бомбёжки для Лондона стали потери, эквивалентные 534 287 фунтов стерлингов по курсу тех лет, что при переводе на современные реалии составляет около 23–25 миллионов евро. Было убито 22 человека и 87 ранено. Однако самым значительным эффектом стал удар по духу и морали горожан. По Лондону начали распространяться липкий страх и паника — от ударов свыше нет никакой защиты. И оставалось лишь гадать, когда повторится тот осенний налёт, и над головами вновь засвистят бомбы…
Источники
- Farringdon Road — Википедия (нем.);
- Zeppelin — Википедия (англ.);
- Erster Weltkrieg — Википедия (нем.);
- German bombing of Britain, 1914–1918 — Википедия (англ);
- Castle, I. (2008). London 1914–1917: The Zeppelin Menace. Campaign (193). Oxford: Osprey. ISBN 978-1-84603-245-5.




