Смотря на катера проекта 1124, многие удивятся, увидев там башни танков Т-34. Но подобная практика установки башен с танков сохранилась и во время Холодной войны. А именно на машинах проекта 1204 с башней от ПТ-76Б. Но являются ли эти послевоенные машины лучше своих аналогов времён Великой Отечественной?
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Бронирование жизненно важных модулей; | Противопульное бронирование |
Стабилизатор орудия | Валкость на манёврах |
Мощная ПВО | Небольшой экипаж |
Эффективный фугас ГК | |
Неплохая манёвренность | |
Высокая скорость относительно других бронекатеров | |
Способность постановки морских мин |
Бронезащита и живучесть
Раз уж он бронекатер, то с бронезащитой у него, соответственно, всё в порядке. Но, опять же, раз он бронекатер, то броня у него не как у «Мауса» и прикрыты ей только наиболее важные элементы.
Башня унаследовала 15-мм броню от «донора» — плавающего танка ПТ-76 (крыша всего 6-мм), барбет (носовой артпогреб) по кругу имеет 10-мм бронирование. Следующий за ним защищённый элемент — ходовая рубка, там по бортам те же 10 мм, крыша рубки — 4 мм. За ней в корпусе идёт цитадель с 8-мм бортами и 4-мм бронепалубой и траверсами. В ней компактно сгруппированы двигатели, топливные баки и кормовой артпогреб. У Пр. 1204 над цитаделью установлена кормовая 14,5-мм установка 3М-6 с 14-мм башней на 10-мм барбете. У Пр. 1204 поздний за рубкой присутствует каземат для четырех автоматических гранатометов БП-30 «Пламя», а над цитаделью установлена кормовая 25-мм артустановка 2М-3 с 4-мм щитовым прикрытием, вращается на 10-мм барбете.
Как видим — отнюдь не «панцершифф» «Фридрих дер Гроссе», броня прикроет нас только от пуль винтовочного калибра и осколков на близких дистанциях, а от огня крупнокалиберных пулемётов и малокалиберных фугасных снарядов — на больших и средних дистанциях. Учитываем это в боях. Тем более, что численность экипажа у нас тоже не самая выдающаяся — 14 человек, почти как на торпедных катерах.
Подвижность
С подвижностью всё более-менее. Два дизеля М-50Ф по 1200 л.с. разгоняют катер до 35 узлов (65 км/ч) в АБ и 26 узлов (48 км/ч) в РБ. Не рекорд, но всё же побольше, чем речные катера Пр. 1124 или морские Пр. 186, так что не обязательно ломиться продавливать ближайшую точку, можно и манёвр по фронту предпринять. Скорость заднего хода составляет 15,6 узла (29 км/ч) и 12 узлов (22 км/ч), соответственно. Со «стопа» до полного хода катер разгоняется за 25 сек, поворот на 180° совершает за 14,2 сек, при этом скорость падает до 16,7 узлов. Разгон со «стопа» до полного заднего хода занимает 12,8 сек. Осадка машины составляет 1 м, всё же катер проектировался для действий на реках, в том числе — на мелководье, чем и следует пользоваться при случае.
Вооружение
Главный калибр
Изначально катер проекта 1204 планировали вооружить 90-мм гладкоствольным орудием Д-62 плавающего танка ПТ-90, однако танк на вооружение принят не был, и пришлось довольствоваться 76-мм орудием Д-56ТС в башне плавающего танка ПТ-76Б. 76-мм орудие Д-56ТС имеет дульный тормоз, эжекционную продувку канала ствола и двухплоскостной стабилизатор СТП-2П («Заря»). Темп стрельбы достигает 10, а прицельная скорострельность — 7 выстр./мин. Боезапас (150 выстрелов) хранится в барбете башни. Управление артиллерийским огнём осуществляется наводчиком с помощью телескопического шарнирного прицела ТШК-2-66, бокового уровня и угломерного круга на погоне башни.
К орудию нам не выдали подкалиберов БР-354Н и невращающихся кумулятивных БК-354М, но в морских боях это принципиального значения не имеет. В итоге нам доступны только два снаряда:
- ОФ: ОФ-350М, снаряд массой 6,2 кг содержит 621 г TNT, пробивает по нормали 10 мм брони на всех дистанциях;
- ББ: 53-БР-354, снаряд массой 6,3 кг содержит 32 г А-IX-2 (экв. 49,28 г TNT), пробивает по нормали 96 мм брони на 100 м, 79 мм/1 км, 63 мм/2 км.
По применению — дело вкуса, конечно, но, с моей точки зрения, для большинства целей, вплоть до бронекатеров, хватит кинетического бронепробития ОФ снаряда. ББ-шек стоит немного возить с собой только на случай встречи с БДБ или LCS.
Вспомогательный калибр
Пр. 1204
К вспомогательному калибру относится 14,5-мм спаренная зенитная корабельная установка 2М-6, установленная на корме. К установке доступны следующие ленты:
- Универсальная: БЗТ-БС-41-БЗТ-МДЗ;
- МДЗ: МДЗ-МДЗ-МДЗ-БЗТ;
- БЗТ: БЗТ-БЗТ-БЗТ-МДЗ.
Для большинства задач достаточно универсальной ленты. Она сочетает хорошее бронепробитие с высоким шансом поджога цели. МДЗ-лента будет эффективна против самолётов, эффективность же её против катеров вызывает определённые сомнения, так как пуля МДЗ будет рваться на обшивке, нанося повреждения именно ей и незначительно повреждая внутренние модули. Бронепробиваемость же БЗТ-ленты представляется избыточной для большинства «москитного флота» противника.
Пр. 1204 поздний
К вспомогательному калибру относится 25-мм спаренная зенитная корабельная установка 2М-ЗМ, установленная на корме. К установке доступны следующие ленты:
- Универсальная: БТ-ОЗТ
- ОФ: ОЗТ-ОЗТ-ОЗТ-БТ
- ББ: БТ-БТ-БТ-ОЗТ
Для большинства задач достаточно универсальной ленты. Она сочетает хорошее бронепробитие (46 мм на 10 и 43 мм на 100 м по нормали) с высоким шансом поджога цели.
Зенитная артиллерия (Пр. 1204 поздний)
Как ни странно, но к зенитному вооружению (включаемому по Alt + 3) относятся упомянутые уже установленные в каземате автоматические гранатометы, названные БП-30 «Пламя». Если целеуказанием ПВО и вспомогательному калибру установлены «водные цели» или «водные и воздушные», от гранатометов на короткой дистанции может быть хоть какая-то польза. По воздушным же целям они могут стрелять сколь угодно долго без малейшего шанса попасть. К тому же сектор обстрела гранатометов достаточно мал. К гранатометам доступны непрокачиваемые ОФ гранаты. Вес гранаты 280 гр, заряд — 36 гр TNT.
Сам каземат с гранатометами появился на катерах пр. 1204 в ходе модернизации в середине 70-х годов. Кроме того, в качестве расширения средств ПВО катеров примерно тогда же они были снабжены двумя ПЗРК «Стрела-2М» с боезапасом 8 ракет.
Дополнительное вооружение
Оба катера обладают возможностью взять вплоть до 10 морских якорных мин ЯМ-43. Мина с якорем в сборе весит 172 кг, из которых 20 кг приходится на заряд тринитротолуола. Время срабатывания самоликвидатора после установки мины — 15 мин. Оружие достаточно необычное, приёмы применения которого ещё предстоит выработать.
Пр. 1204 поздний также может применять реактивную пусковую установку БМ-14-17 с 17 направляющими длиной 1100 мм, расположенными в пакете в два яруса (верхнем — девять, а в нижнем — восемь направляющих), закреплённых в люльке, установленной на смонтированной на палубе корабля тумбе. Заряжение и наведение на цель производится подъемным и поворотным механизмами, имеющим ручной местный привод. К пусковой установке доступны снаряды М-14-ОФ. Вес снаряда 39,68 кг при весе боевой части 2,4 кг TNT. Боезапас состоит из 34 снарядов.
Применение в бою
По боевому потенциалу катер получился примерно соответствующим предшественникам — бронекатерам Пр. 191 и 191М, причём 191М, пожалуй, в чём-то превосходит его за счёт двух 14,5-мм установок 3М-6 (или одна 25-мм на поздней версии), одна из которых способна вести огонь прямо по курсу, и большего калибра орудия ГК. Морская установка МК-85 также неплохо справляется с ведением огня на качке, так что наш двухплоскостной стабилизатор орудия ГК если и даёт преимущество, то достаточно небольшое в силу его относительного несовершенства. Так что приёмы боя на Пр. 1204 будут примерно такими же, с поправкой на более лёгкое бронирование.
Наша задача — поддержка лёгких сил флота. Играем от дистанции, когда наше бронирование ещё будет эффективным против вражеского огня, рассеивание очередей лёгких автоматических пушек позволит избежать большинства попаданий из длинной очереди, а относительно малая скорострельность нашего ГК будет компенсироваться мощностью снаряда. Стараемся не подставляться под фокус нескольких вражеских катеров и уходим манёвром от накрытий. С резкими поворотами, тем не менее, надо быть аккуратнее, так как за счёт солидного веса бронирования катер в повороте прилично валяет, что может помешать вести прицельный огонь. Попадался как-то совет сразу переключаться на вспомогательный калибр и вести огонь только из него. С моей точки зрения — это крайне вредный совет. Такой приём может быть применим только в случае тесной свалки, когда большая огневая производительность зенитки может дать вам некоторое преимущество.
При правильном применении пусковой установки БМ-14-17 у Пр. 1204 поздний увеличивается огневая мощь катера и его значение для команды. Одной ракеты достаточно для уничтожения катера среднего размера, а при попадании в БК (либо несколькими ракетами по корпусу) возможно уничтожение даже крупных кораблей (МПК-163, К-7, плавбатареи SF40). Следует укрываться до огневого контакта (1,2 км и менее), можно стрелять «навесом» через острова. За счет большого боекомплекта можно делать пристрелочные выстрелы, а затем быстро пускать целую очередь.
Историческая справка
В 1952 г. закончилась постройка серии бронекатеров пр.191М, одновременно проходящие в это же время испытания катера пр. 192 в серию не пошли. Начались «речные каникулы» — было объявлено, что бронекатера, как и вообще речные корабли, стране больше никогда не понадобятся. Конструкторское бюро, ранее занимавшееся проектированием подобных кораблей, перепрофилировали; речные флотилии расформировали, оставшиеся бронекатера передали пограничникам, а то, что им не понадобилось, сдали на металл. Причиной всему этому, кроме политической эйфории вызванной тем, что теперь на Западе мы прикрыты государствами Варшавского договора, а на Дальнем Востоке сухопутная граница проходит с социалистическими Монголией и Китаем, повлияло ещё и заявление армейского командования о том, что имеющимися силами и средствами оно в состоянии решить все задачи, например, в бассейне Амура.
Позже с «лучшим другом Мао» мы разругались, а армейцы, вместе с их плавающей техникой, тяжёлыми понтонными парками, армейской авиацией, баллистическими ракетами малой дальности и прочими силами и средствами, оказались не способными в повседневных условиях поддерживать благоприятный оперативный режим на пограничной реке. А тут ещё оказалось, что к началу 70-х годов естественной смертью умрут последние пограничные бронекатера. В результате в 1965 г. создание речных кораблей пришлось начинать почти с нуля.
Тактико-техническое задание на проектирование нового бронекатера, а по новой классификации — артиллерийского катера, утвердили в марте 1965 г. Его создание поручили тому же ЦКБ-5, которое в 1966 году получило новое наименование — ЦМКБ «Алмаз», и которое проектировало все последние бронекатера, даже главный конструктор остался тот же, Ю.Ю. Бенуа. Естественно за прототип выбрали самое лучшее — пр.192. Казалось всё, что надо сделать, это переложить его на новейшие технологии и начинить современными образцами вооружения и технических средств. Однако эта идея потерпела полный крах. Бытует мнение, что причиной тому стали условия жизни на этих катерах, которые на пр.191М и пр.192 уж точно были не человеческими. Однако, по-видимому, первопричина оказалась не в этом, а в том, что к середине 60-х годов реальный опыт Великой Отечественной войны зачастую оказался искажён.
Катер предназначался для решения следующих типовых задач: несение дозорной службы на реках и озёрах, содействие сухопутным войскам артиллерийско-пулемётным огнём, уничтожение речных судов и боевых катеров противника, перевозка личного состава с личным оружием при переправах и действиях в бассейнах рек. Особо оговаривалась возможность применения катера в прибрежных районах морей. Уже из задач видно, что заказчик или не знал что ему надо, или не понимал, что заказывает. Первая и вторая задачи применительно к бронекатеру не совместимы, во всяком случае, они не могут решаться одним катером одинаково эффективно. Как показал опыт войны, специфика боевых действий на реках делает неизбежным ведение огня прямой наводкой, что требует не только танковой пушки, но и соответствующего бронирования.
Катера пр.1124 и пр.1125 оказались слабозащищёнными, их броня выдерживала лишь попадания пуль нормального калибра на дистанциях более 100 м или крупнокалиберных на дистанциях более 200. Любой снаряд, фугасный или бронебойный, при попадании в цитадель проламывал или пробивал броню, поражая личный состав и жизненно-важные части катера. Так только на Балтике и Волге из погибших в 1941-42 гг. девяти бронекатеров, шесть потеряны в результате расстрела их артиллерией противника с дистанций в несколько сотен метров. Тот же опыт войны показал, что если танковая пушка сама по себе для бронекатеров хороша, то танковая башня не подходит. Прежде всего, из-за максимального угла вертикального наведения, так как водная гладь водоёма всегда ниже берегов. Кроме этого, в отличие от танков, речные корабли часто привлекались к ведению огня с закрытых позиций, где желательно использовать максимальную баллистическую дальность стрельбы, а она как раз связана с большими углами наведения, нежели обеспечивали «родные» танковые башни. Не от великого тщеславия моряки приняли на вооружение башню МК-85 с такой же пушкой, как и в башне танка Т-34-85!
Весь этот опыт в своё время и лёг в основу пр.191, а затем пр.192. Но за всё приходится платить: сравнительно мощным вооружению и защите принесли в жертву, прежде всего, обитаемость. И это никого особенно не смущало, так как тот же опыт войны говорил, что случаи выхода бронекатера в море на полную автономность были исключительно редки, обычно они не удалялись от баз более чем на 20-30 миль. И то всё это относится к действиям в прибрежных районах моря, а на реках чаще всего всё ограничивалось светлым временем суток. Таким образом, бронекатера в принципе не предназначались для длительного пребывания на нём личного состава, тем более в отрыве если не от базы, то, по крайней мере, от берега.
Так откуда претензии к тяжёлым бытовым условиям, которые были высказаны чуть ли не самыми первыми при обсуждении концепции нового артиллерийского катера? А от пограничников. Именно они, получив катера пр.191М и используя их в качестве патрульных и дозорных, в полной мере испытали на себе все прелести обитания в крохотных помещениях, где далеко не везде можно было элементарно встать во весь рост. Всё правильно — или бронекатер для решения свойственных ему задач, или патрульный катер, пусть и бронированный. На самом деле именно второе и получилось. Если же рассматривать новый артиллерийский катер пр.1204 именно как бронекатер, то он по огневым возможностям и защищённости приблизительно соответствовал предвоенному пр.1125 и уж точно уступал послевоенным проектам.
Производство нового катера началось в 1967 году на трёх заводах: ССЗ № 532 «Залив» в Керчи (головное предприятие), ССЗ им. 61 коммунара в Николаеве и ССЗ № 5 МСП «Алмаз» в Ленинграде, причем в КБ параллельно шла работа по его совершенствованию. Первое, что подверглось критике — зенитное вооружение катера, поэтому вскоре после поступления катеров на флот началась замена 14,5-мм установки 2М-6 на 25-мм установку 2М-3М. Вторая, куда более масштабная модернизация была проведена в 70-х годах. Катера получили более совершенное радиоэлектронное оборудование: навигационные радиолокационные станции «Донец-2» и «Лоция», эхолот НЭЛ-7 и электрооптическую аппаратуру ночного видения МЭ-5 («Тромбон»). Кроме того, для навигационного освещения и световой сигнализации использовался морской прожектор K-35-3TM. Штурманское вооружение катера включало в себя гиромагнитный компас « Градус-2», сопряженный с авторулевым « Самшит-АО 13» и магнитный компас КТ-МЗм. Средства радиосвязи были представлены KB-радиостанцией Р-617 («Аргон-Фтор-К») и УКВ-радиостанцией Р-619-1 («Графит»).
Сначала на части, а постепенно — и на всех остальных катерах позади рубки соорудили бронированный каземат с четырьмя автоматическими гранатомётами БП-30. Не обошла катера и — позади каземата появилась ПУ БМ-14-17 под НУРы М-14ОФ. Существовали, также, планы установки противотанкового ракетного комплекса 9К11 («Малютка») с боезапасом из четырех противотанковых управляемых ракет (ПТУР). Пусковые установки комплекса должны были располагаться побортно в районе 7-8 шпангоута, а пульт управления — на ходовом мостике. Однако комплекс «Малютка» имел ручную систему управления: оператор через оптический прицел следил за ракетой и вручную управлял ею по проводам. Подобная прицельная стрельба при движении катера, а тем более при волнении невозможна. В результате добиться стабилизации прицела не удалось и от противотанкового комплекса пришлось отказаться. По этой же причине корабль не получил 120-мм миномет, который планировали разместить на верхней палубе в районе 30 шпангоута.
Всего с 1967 по 1972 гг. на трёх заводах построено 118 артиллерийских катеров пр. 1204. Из них 56 катеров получил ВМФ СССР, а 62 катера — морские части погранвойск КГБ СССР. Мирная служба «Шмелей» не отмечена какими-то яркими эпизодами. В 1984-85 гг. четыре катера были переданы Камбодже где действовали на р. Меконг против банд «красных кхмеров», впрочем, без особого успеха. Катера постепенно устаревали, передавались из ВМФ пограничникам, списывались. С развалом СССР часть катеров осталась в бывших республиках, но достаточно быстро была списана или распродана. До сегодняшнего дня уцелели четыре «Шмеля» в составе Каспийской военной флотилии РФ и три — в составе погранслужбы Украины.
Ссылки
- Страница на Википедии;
- Платонов А.В. «Советские мониторы, канонерские лодки и бронекатера» Часть II — СПб.: ООО «Галея Принт», 2004;
- Апальков Ю.В. «Катера отечественного флота» — СПб.: ООО «Галея Принт», 2013.