Существует ли в War Thunder самолёт, способный потягаться со сверхманёвренными японскими истребителями IV ранга в реалистичных боях? И какой из реактивных самолётов в игре является наиболее манёвренным? Ответ на оба этих, на первый взгляд не слишком связанных между собой вопроса, один: P-59A.
В видеообзоре, помимо указанного выше истребителя, рассматриваются ещё несколько редких самолётов, а вот в статье ниже речь пойдёт об особенностях именно P-59A. Прежде чем перейти к характеристикам самолёта в игре, немного истории. Нетерпеливый читатель может пропустить этот абзац, но я не могу не рассказать об одном из первых самолётов поколения реактивной авиации.
Историческая справка
Как всё начиналось. В конце 1930-х годов США не особо уделяли внимания развитию реактивной авиации. Но, глядя на успехи за океаном, в основном в Великобритании и Германии, они решили наверстать упущенное. Тема стала особенно актуальной, когда на горизонте замаячила перспектива вступления в войну в Европе. Но «наверстать» — это хорошо сказано, своего реактивного двигателя в США на тот момент не было. Он был у Великобритании, первый прототип которого был спроектирован Фрэнком Уиттлом ещё в 1937 году. Испытав его, американцы всё же решили, что ему не хватает мощности, после чего компания General Electric на его основе спроектировала уже свой двигатель, назвав его довольно лаконично: I-A. Но и здесь ВВС США оказались недовольны развиваемой мощностью получившейся конструкции. В ходе последующих изысканий General Electric представила модифицированную модель двигателя: J31-GE-3, в 1943 году. В игре P-59A представлен именно с ним. В этот раз изделие вполне устроило военных, и оно пошло в серийное производство на P-59.
Прототип, первые полёты и маскировка. Но давайте вернёмся на год назад, ведь «Эйркомет» начали проектировать ещё под двигатель I-A, который тогда был в наличии.
P-59 Airacomet был спроектирован в компании Bell в 1942 году, и тогда ещё носил наименование XP-59A, так как ещё только готовился к принятию на вооружение. Что интересно, изначально обозначение XP-59 принадлежало другому проекту: поршневому истребителю Bell — двухфюзеляжному самолёту с соосными винтами. Однако в декабре 1941 года ВВС США отказались от строительства такого варианта, и номер «пятьдесят девять» впоследствии перешёл к первенцу компании — реактивному самолёту. Хотя первое время реактивный P-59 маскировали под поршневой истребитель, надевая ему съёмную имитацию винта, пока он стоял на аэродроме или перемещался между аэродромами с помощью буксировки по автомобильному шоссе. Видимо, в целях конспирации.
Двумя годами ранее в Bell был создан гораздо более известный широкому кругу читателей истребитель Bell P-39 Airacobra. Можно даже отметить некоторое сходство между этими самолётами: в форме фюзеляжа и особенно в плане вооружения. Вероятно, наличие у «Эйркомет» 37-мм пушки в носовой части является следствием того, что очень похожее орудие хорошо зарекомендовало себя на «Аэрокобрах». Кстати, поначалу в носовой части «Эйркомет» планировали установить аж два 37-мм орудия, но потом от этой идеи отказались. Вероятно, на данное решение повлияла отдача от такого синхронного залпа. Помимо этого, самолёт был весьма технически продвинутым для своего времени, например: электромоторы отвечали как за выпуск шасси, так и за изменение положения закрылков.
1 октября 1942 года состоялся первый полёт ХР-59А. Во время полёта, на случай неожиданной незапланированной посадки, шасси убирать не стали, да и высота полёта не превышала семи метров над землёй. Увидев, что самолёт не торопится разваливаться в воздухе, последующие полёты стали проводить уже более уверенно: сначала забравшись на высоту тридцати метров, а потом и вовсе трёх тысяч.
Интересный факт. Среди американских лётчиков, участвовавших в программе испытаний P-59A, главным лётчиком-испытателем был Джек Вуламс. И был он не только главным, но и, похоже, самым хитрым. По крайней мере, именно ему в голову пришла идея в рамках конспирации пойти дальше простой установки накладного винта. Поэтому полёты он начал совершать в маске гориллы, и данный образ дополнили шляпа-котелок на голове и самокрутка в зубах. Смог ли он таким образом обмануть потенциальных шпионов, история умалчивает. Зато изрядно удивились штатные военные психологи, которым пришлось работать с другими военными лётчиками: те вдруг начали уверять, что видели самолёт без пропеллера, который пилотировала горилла в шляпе… К тому же, махавшая им самокруткой. Массовый психоз, не иначе! И тот случай, когда в показаниях очевидцев сомневались не только заинтересованные лица, но и сами очевидцы.
Сам же Вуламс смог выделиться не только находчивостью. Он также был первым лётчиком-испытателем, совершившим беспосадочный перелёт на истребителе от побережья до побережья и установившим рекорд высоты в 1943 году. К сожалению, он погиб, готовясь к авиашоу в 1946 году, но он опередил своё время — стал предвестником беспосадочных перелётов и установления рекордов высоты, которые ждали лётчиков-испытателей в 1950-х и 1960-х годах.
Финал непродолжительной истории самолёта. И мог бы P-59A стать идейным последователем P-39, только из реактивной эры, но, увы, тут сыграла свою роль недоработанность конструкции. Американским военным не нравился большой расход топлива, как и сама силовая установка самолёта, высказывалось мнение, что «Эйркомет» не имеет существенного преимущества перед имеющимися поршневыми истребителями. А тут уже на горизонте замаячил прототип Lockheed F-80 Shooting Star. Он же в итоге и сменил P-59A, став первым крупносерийным американским реактивным истребителем. Здесь даже модель P-59B, получившая более мощный двигатель J31-GE-5, не смогла спасти ситуацию. В итоге, включая прототипы, было собрано 66 единиц P-59 обеих модификаций, после чего в конце 1945 года он был снят с вооружения.
На этом можно закончить историю этой «первой реактивной ласточки» американских ВВС и перейти к игровым реалиям. По доброй традиции, предлагаю сразу начать с плюсов.
Источники:
Плюсы P-59A
Манёвренность. Уникальная для реактивного самолёта. Здесь достаточно сказать, что манёвренные качества героя данной статьи позволяют выйти победителем из манёвренной дуэли даже с такими опасными оппонентами, как A7M1 и A7M2. Не без труда, конечно, здесь важны навыки боя на виражах у обоих оппонентов такой дуэли. Со всеми остальными самолётами, которые могут встретиться игроку на P-59A, ситуация с манёвренным боем будет выглядеть намного проще. Главное следовать важному правилу: в таком бою крайне нежелательно спускаться ниже отметки 1500 м от земли. Далее мы ещё вернёмся к этому вопросу, когда речь пойдёт о минусах P-59A.
Вооружение. В носу самолёта очень кучно установлены 3 крупнокалиберных пулемёта M2 Browning и 37-мм автоматическая пушка M10. Что немаловажно, для «Браунингов» доступна трассерная лента, полностью состоящая из бронебойно-зажигательных трассирующих патронов M20. А зажигают эти ребята, как настоящие короли вечеринок, стоит им только попасть в топливный бак вражеской машины. Причём не обязательно летающей, наземная техника также неплохо поджигается при пробитии.
А вот 37-мм пушке, к сожалению, ленты для борьбы с воздушными целями не выдали. Но с этой задачей неплохо справляется универсальная лента: она состоит из двух фугасов и одного бронебойного снаряда. Благо, весь боезапас также является трассерным, так что корректировать огонь становится проще. Орудие M10 представляет собой усовершенствованную версию 37-мм пушки M4, с которой наверняка хорошо знакомы пилоты, имеющие опыт сражений на «Аэрокобрах». Баллистика этих орудий очень похожа, фугасный снаряд вылетает из M10 со скоростью 609 м/с, что всего на 9 м/с выше, чем у её предшественника. Так что пилоту, привыкшему летать на «Кобрах», поправок для ведения огня брать не придётся. Также, как и эффект от попадания фугасного снаряда никак не изменился: одно удачное попадание вполне способно оторвать крыло любому крепкому бомбардировщику.
В танковых реалистичных боях универсальную ленту прекрасно заменит лента для борьбы с наземными целями, бронепробитие которой составляет 25 мм на 500 м. Этого чаще всего достаточно для поражения в крышу башни или в МТО большинства лёгких и средних танков.
Прочность конструкции. Мало того, что цельнометаллический фюзеляж P-59A сам по себе является достаточно прочным, так он ещё и, в отличие от большинства своих оппонентов, не имеет винтомоторной группы в передней проекции. Таким образом, двигатели в лобовом бою прекрасно защищены, так как находятся сзади. Также умеренно защищён пилот: в передней проекции самолёт имеет две бронепластины толщиной 6,35 мм и бронестекло. Бронестекло, правда, весьма скромной толщины: всего 38 мм, но даже такая защита помогает против осколков фугасных снарядов вплоть до калибра 30 мм включительно.
Да, P-59A способен сохранить боеспособность после попадания фугасного снаряда в носовую часть самолёта. И существенно потерять боеспособность, но при этом не быть сбитым при попадании фугасной очереди в другие части машины, за исключением двигателя. Однако следует иметь в виду: при появлении чёрных зон на модели повреждений самолёта произойдёт существенная потеря манёвренных качеств машины. Так что в таком случае рекомендуется выйти из боя, если, конечно, ситуация того позволяет. И лететь на ближайший дружественный аэродром. Заодно и боезапас пополните.
Скорость флаттера — 845 км/ч. Ближе к этому значению появляется затяжеление рулей высоты, но в целом самолёт неплохо выходит из пикирования. Хорошая скорость флаттера в паре с манёвренностью — крайне редкое сочетание, и это как раз тот самый редкий пример. У ближайшего реактивного конкурента, Як-15, данное значение составляет 750 км/ч. Остальные же ранние «реактивы» герою статьи в горизонтальном маневре значительно уступают. Из «реактивов», которых вы сможете встретить скорее в танковых реалистичных боях, сопоставимой горизонтальной манёвренностью обладает Ho 229 V3, он же «Хортон». Но «Эйркомет», в отличие от упомянутого «Хортона», не разваливается от резких манёвров на скорости выше 600 км/ч, что предоставляет герою статьи значительное преимущество при первом схождении. А вот брать этот истребитель в ТРБ с техникой периода 60-х и позднее не имеет большого смысла, так как большинство врагов там вы догнать уже не сможете. Как бы ни был хорош P-59A, стоит помнить о том, что он является реактивным истребителем первого поколения, а реактивная авиация в последующее десятилетие сделала громадный рывок вперёд как в плане мощности двигателей, так и в плане совершенствования аэродинамики.
Премиальный статус с повышенным коэффициентом фарма и очков опыта. Очень низкая цена ремонта в сравнении с истребителями аналогичного боевого рейтинга.
Конечно же, ни одна бочка топлива не обойдётся без ложки того, чем Василий Алибабаевич разбавлял бензин в бессмертной киноклассике. Здесь такая «ложка» плюсов не перевешивает, но вот количество недостатков вполне себе стремится к количеству этих плюсов. Переходим к минусам.
Минусы P-59A, чтобы жизнь на нём тоже мёдом не казалась
Слабая динамика разгона, из которой также вытекают слабые характеристики набора высоты. Такова уж особенность данного реактива: перед тем, как начать набирать высоту, нужно разогнать самолёт хотя бы до 400 км/ч. Иначе есть немалая вероятность того, что вы окажетесь ниже большинства своих оппонентов на момент начала воздушного боя. Если судьба закинула вас в низ списка, то не лишним будет климбить немного в сторону от предполагаемой точки встречи с истребителями противника. Самолёт очень хорошо разгоняется в плавном (или не очень) пикировании и также хорошо держит набранную скорость по прямой, но вот забирается на высоту или разгоняется в горизонте он уже куда менее охотно. В скороподъёмности он вообще уступает многим поздним поршневым истребителям.
Расход топлива. Если это ваш первый «реактив», то добро пожаловать в век реактивной авиации! Самолёты становятся быстрее, выше, сильнее и куда прожорливее. Так что крайне рекомендуется следить за счётчиком топлива в бою. Также имеет смысл включить в настройках опцию, чтобы счётчик топлива показывался с самого начала боя. Как это сделать, подробно демонстрируется в видеоверсии статьи. Обычно 41% загрузки топливных баков хватает на бой средней продолжительности: 12–14 минут. Если горючего осталось мало, а до базы долететь очень хочется, то может помочь снижение тяги или даже отключение двигателей. Когда высота позволяет, планер самолёта прекрасно справляется со своей основной обязанностью: удерживать машину в воздухе даже в отсутствие тяги, разменивая высоту на скорость.
Плохая баллистика 37-мм орудия. M10 явно предназначена для ближнего боя. Так что на дистанции свыше 400 м в большинстве случаев только удача сможет помочь вам попасть по маневрирующей цели размером меньше среднего бомбардировщика. Одиночный огонь и сокращение дистанции до цели способствуют существенному увеличению вероятности попадания. А вот игрокам, привыкшим к MK 103 или к НС-37, придётся переучиваться для уверенного поражения цели из этой 37-мм пушки. Наиболее сходными по баллистике, помимо орудия, установленного на «Аэрокобре», является пушка Ho-203, установленная на японских перехватчиках, в частности на Ki-45 и Ki-96.
Малый боезапас. Боезапас M10 в сорок пять снарядов удовлетворителен, а вот три «Браунинга» располагают всего лишь шестью сотнями патронов, по двести патронов на ствол. При скорострельности в 750 выстрелов в минуту такого запаса боеприпасов хватит на 14 секунд непрерывного огня. Пара-тройка длинных очередей будет верной приметой экстренного возвращения на аэродром для перезарядки. Так что лучше стрелять короткими «прокликами». Точность в данном случае не только «вежливость снайпера», но и залог того, что вы не окажетесь безоружным в самый ответственный момент.
Нет бомбовых подвесов. Актуально прежде всего для танковых реалистичных боёв.
Несмотря на все минусы самолёта, возможность P-59A как догнать, так и одержать верх в виражном бою над большинством оппонентов, делает его очень опасным противником. Поэтому ниже будет необычный абзац, он будет посвящён тому, что делать, если вы встретили «Эйркомет» в бою.
Как же с ним сражаться?
Лучшей, как и, вероятно, самой очевидной тактикой будет напасть на него вместе с союзником. Но не всё так просто. Хотя вмешательство в дуэль вашего сокомандника и сократит шансы вражеского пилота выйти из данного боя победителем, всё ещё можно сделать их ещё ниже. Для этого постарайтесь увлечь вражеского пилота поближе к земле. Потеряв скорость в манёвре на небольшой высоте, P-59A становится куда более лёгкой целью для тактики «соколиного удара», он же «бум-зум».
Если же вы остались с игроком на «Эйркомете» один на один, то первоначальный этап не меняется. Увлекая вражеского пилота за собой, не стоит провоцировать его на меткий огонь, сохраняя прямую траекторию. Ввиду особенностей аэродинамики P-59A медленнее, чем большинство «поршней», перекладывается с крыла на крыло. Поэтому вражескому пилоту будет непросто навести орудия на цель, которая регулярно делает резкие горизонтальные манёвры. Причём чем ближе он к вам при этом будет, тем сложнее ему будет попасть.
Важный момент: если враг на этом этапе вовсю поливает длинными очередями, значит, вам повезло — этот пилот за виртуальным штурвалом P-59A совсем недавно и вряд ли хорошо знает возможности своего самолёта. Спустив врага к земле, старайтесь закружить оппонента по горизонтали, пока он не потеряет энергию. Если противник сохранил боезапас, то это самый сложный этап плана. Здесь главное — не попасть под огонь в течение 4-5 горизонтальных витков. После этого «Эйркомет» уже достаточно теряет скорость, а без запаса по высоте он её быстро не наберёт.
Если всё получилось и ваш самолёт обладает хорошей динамикой разгона, то оптимальными будут два варианта:
- Первый. Подобрать момент для того, чтобы оторваться от противника по скорости. Как было сказано выше, «Эйркомет» медленно разгоняется, поэтому, потеряв энергию в манёвре, догнать вас он уже не сможет. Так что теперь всё просто: набирайте высоту, после чего можно будет спокойно «бум-зумить» оппонента. Только избегайте схождения «в лоб», лучше заново построить заход, чем получить в винтомоторную группу 37-мм снаряд.
- Второй. Если вы верите в мощность движка своего самолёта, то вместо выхода из боя можно попробовать вытянуть противника на вертикаль. При успехе вы получите абсолютно беспомощную цель, зависшую в воздухе на несколько секунд. Что зачастую бывает достаточно, чтобы, сделав разворот, наказать незадачливого летуна.
А вот если ваш самолёт в этом бою является манёвренным тихоходом из японской ветки, то реализовать этап с разрывом дистанции может не получиться. И если на вертикаль вытянуть тоже не получается, то ничего не остаётся, кроме как продолжить манёвренный бой. Вся надежда может быть на недостаток опыта оппонента в такой ситуации. В любом случае, как бы ни был хорош P-59A, всего парой витков он вас не «перекрутит». А затянувшиеся виражи помогут вам выиграть время, если есть надежда на помощь сокомандников, или же позволят поймать оппонента на ошибке. Может случиться и совсем неожиданный вариант: у вражеского самолёта просто закончиться топливо! Маневрируйте до последнего, и, возможно, удача окажется на вашей стороне!












