ИГРАТЬ

[О машине] КВ-7 (У-13) — Трёхствольный монстр

КВ-7 был создан из-за потребности войск РККА в машине артиллерийской поддержки с большей разрушительной силой, чем у Т-34 и КВ-1. В игре самоходка получила известность благодаря трём орудиям, стоящим в одной установке. В сочетании с хорошей бронёй они представляют серьёзную угрозу для вражеской команды. Но как реализовать эту машину, учитывая все её особенности и недостатки — читайте в этом материале.

Автор скриншотов — Keebird
ПлюсыМинусы
Три орудияПосредственная подвижность
Отличное лобовое бронированиеОграниченные углы наведения
Большой выбор боеприпасовРазная баллистика пушек
Неплохая живучесть

Бронирование и живучесть

Броня в области НЛД составляет 75 мм под углом 26°, но благодаря дополнительной 25-миллиметровой накладной бронеплите её толщина достигает 100 мм. СЛД защищена 70-мм бронёй, а за счёт угла наклона в 70° она увеличивается до 200 мм, что делает стрельбу по ней бесполезной.

ВЛД толщиной 75 миллиметров находится под углом 30°, а также имеет дополнительные 25-мм накладные бронелисты, благодаря чему броня в области детали достигает 100 миллиметров, как и у НЛД. Но здесь есть уязвимые места: люк механика-водителя и пулемётное гнездо. Из-за этого эта часть самоходки является главной слабой зоной.

Лобовая часть рубки защищена 75-мм бронёй и 30-миллиметровыми накладными бронеплитами, которые делают её самым крепким местом. Однако борта и корма рубки имеют толщину всего 75 миллиметров, из-за чего САУ становится крайне уязвимой при объезде.

Лобовое бронирование, хоть и является одним из лучших среди аналогов, всё же уязвимо для части 75-мм орудий и пушек большего калибра. Поэтому столкновений с противниками, вооружёнными такими орудиями, лучше избегать. Между бронеплитой в рубке и гусеницей есть незащищённый зазор, за которым расположены топливные баки. Если в снаряд заложено достаточно взрывчатки, бак может загореться.

Экипаж машины состоит из 6 человек: стрелок-радист и механик-водитель в передней части корпуса; командир и заряжающий № 1 в правой части рубки; наводчик и заряжающий № 2 в левой части рубки.

Живучесть САУ на приемлемом уровне. Плотность экипажа не высока, и даже при попадании в щёки рубки есть шанс, что бак «поглотит» снаряд без вреда для экипажа. Если враг выстрелит каморным снарядом в люк механика-водителя, взрыв чаще всего выведет из строя только двух человек. Проблемы возникают в бортах, где расположен боекомплект 45-мм орудий, который, детонируя, отправляет самоходку в ангар.

Расположение модулей (автор изображения: _Diamond_Dog_)

Подвижность

КВ-7 оснащён двигателем мощностью 600 лошадиных сил, что, при массе бронемашины в 47,5 тонн, даёт удельную мощность 12,6 л. с./т. Скорость САУ достигает 34 км/ч вперёд и 6 км/ч назад. Этого достаточно для комфортного передвижения по прямой, но при отступлении может не хватить. Для сравнения: СУ-152 может двигаться со скоростью 43 км/ч вперёд и 16 км/ч назад, а Jagdpanzer IV — 40 км/ч вперёд и 7 км/ч назад. Разгон до максимальной скорости по дороге занимает примерно 11 секунд. Такие ходовые характеристики не позволяют машине первой вступать в бой или быстро добираться до стратегических точек. Однако она может эффективно поддерживать союзные танки, находясь во втором эшелоне.

Разворот на месте на 180 градусов занимает около 7,5 секунд. Это медленнее среднего показателя для самоходок, таких как StuG III G (~ 4,5 секунд) или Jagdpanzer IV (~ 6 секунд), но при резких поворотах на скорости этот недостаток не заметен.

Вооружение

Основное орудие

Основное орудие самоходки представлено 76-мм пушкой Ф-34. Она способна без особых проблем уничтожать таких противников, как Pz.IV H или M10 GMC. Однако для пробития более крепких противников, таких как Churchill III или M4A2, пробития орудия может не хватить. Перезарядка орудия составляет 9 секунд (на асах — 6,9), что является довольно неплохим показателем.

Углы горизонтального наведения ограничиваются 7° в каждую сторону, это часто вынуждает «доворачивать» до врага всем корпусом, к этому факту добавляется скорость наведения 4,9 °/с (на асах — 7 °/с). Отрицательные УВН составляют стандартные для советской техники -5°, к примеру: у Jagdpanzer IV -8°, а у 75/46 M43 -10°.

Для основной пушки доступны снаряды:

  • БР-350А (взрыватель МД-8) — бронебойный тупоголовый каморный снаряд. Обладает бронепробитием до 87 мм, чего вполне хватает для борьбы с большинством противников. Масса взрывчатого вещества равна 150 г, чего достаточно для уничтожения танков с просторным боевым отделением. Однако скорость снаряда в 662 м/с ограничивает его эффективность против подвижных целей на большом расстоянии.
  • ОФ-350М — осколочно-фугасный снаряд, пробивающий до 13 мм брони. Этого достаточно, чтобы поражать легкобронированные цели. В снаряде содержится 621 грамм взрывчатки, что идеально подходит для борьбы с зенитками.
  • Ш-354Т — шрапнель с бронепробитием до 35 мм. Может использоваться для борьбы с легкобронированной техникой, но лучшим решением будет использовать более мощный осколочно-фугасный снаряд.
  • БР-354П — бронебойный подкалиберный снаряд, способный пробить до 117 мм брони на расстоянии 100 метров. Его начальная скорость достигает 950 м/с, что позволяет эффективно бороться с движущимися вдалеке целями. Однако из-за отсутствия взрывчатого вещества снаряд лучше всего использовать против тяжело бронированных машин, таких как Churchill VII.
  • БП-343А — это кумулятивный снаряд. Способен пробивать броню до 80 мм с любого расстояния. Его тротиловый эквивалент — 600 грамм, что позволяет эффективно уничтожать легкобронированную технику с плотным расположением экипажа. Однако у снаряда есть существенный недостаток: его начальная скорость равна всего 355 м/с, что сильно ограничивает его боевое применение.
  • БР-350Б (взрыватель МД-8) — это бронебойный тупоголовый каморный снаряд. Является лучшим снарядом для основного орудия благодаря бронепробитию до 96 мм. Тротиловый эквивалент составляет 100 грамм. Это меньше, чем у БР-350А, но всё равно достаточно, чтобы в большинстве случаев уничтожать противника с одного выстрела. Скорость снаряда — 655 м/с, из-за чего проблема с поражением движущихся целей на большом расстоянии осталась.
Основное вооружение КВ-7 — 76-мм пушка Ф-34 и спаренные 45-мм орудия 20-К.

Дополнительные орудия

В качестве вспомогательного вооружения выступают две 45-мм пушки 20-К, спаренные с основным орудием, вследствие чего углы наведения остались теми же. Время перезарядки составляет 3,8 секунды (на асах — 2,9), что позволяет эффективно бороться с несколькими целями одновременно. На короткой дистанции разная баллистика не заметна, и появляется возможность стрелять всеми пушками одновременно, придавая бóльшую мощь. Боекомплект составляет внушительные 200 снарядов (100 выстрелов на каждую пушку), благодаря чему можно не беспокоиться о их количестве на протяжении всего боя. Наиболее эффективной будет стрельба по тяжелобронированным противникам основным орудием, средним танкам — всеми пушками, а легкобронированной технике — только 45-мм пушками.

Снаряды:

  • БР-240 — каморный снаряд, который является самым полезным боеприпасом дополнительных орудий ввиду наличия в нём взрывчатого вещества. Пробивает 67 мм со 100 метров, что позволяет без проблем поражать танки со слабой бронёй. Хоть тротиловый эквивалент составляет всего 29 грамм, два орудия делают пробитие вражеской техники для неё фатальным. Начальная скорость составляет 760 м/с, чего вполне достаточно для обстрела противников с дальней дистанции.
  • БР-240СП — бронебойный остроголовый снаряд. Толщина пробития не сильно отличается: 70 мм со 100 метров. Начальная скорость также почти не изменилась: 757 м/с. Отсутствие взрывчатого вещества делает его самым бесполезным типом снаряда.
  • БР-240П — бронебойный подкалиберный снаряд. Обладает 94 мм бронепробития в упор, благодаря чему появляется возможность пробивать более бронированных противников. Начальная скорость снаряда равна 985 м/с, что позволяет комфортно стрелять уже на бо́льшие дистанции. Несмотря на все новые положительные качества, отсутствие ВВ делает снаряд бесполезным.

Пулемётное вооружение

7,62-мм пулемёт ДТ расположен в области ВЛД и управляется стрелком-радистом. Он может пробивать до 13 мм, что позволяет поражать лишь небронированные и слабо бронированные цели. Зато пулемётом можно подсветить врага или расчистить путь от мелких препятствий.

Применение в бою

Из-за различной баллистики пушек и ограниченных углов горизонтального и вертикального наведения можно выделить только два стиля ведения боя: агрессивный и пассивный.

Агрессивный стиль игры заключается в использовании машины для прорыва основного пути. Оптимально выбрать направление, где у противника будет мало шансов заехать самоходке в борт. На большой карте с открытыми пространствами лучше держаться рядом с союзниками, которые будут прикрывать КВ-7 с флангов.

Защитная стратегия боя включает в себя выбор позиции, которая скрыта от врага. Это могут быть кусты, где противник не заметит самоходку сразу, или стратегические точки, на которых можно постоянно пополнять боекомплект. Такая тактика позволяет защищать важные направления или зоны. Благодаря нескольким орудиям можно оставаться на позиции даже после неудачного выстрела, не прячась за укрытие.

Для КВ-7 наиболее подходят карты «Переправа через Рейн», «Хюртгенский лес», «Восточная Европа» и «Северная Голландия». На этих картах достаточно направлений или позиций, которые можно использовать для расчистки основного пути или ведения огня с места.

На картах зелёными линиями будут показаны основные наиболее оптимальные направления, а красными и синими точками — позиции для огня с места.

Переправа через Рейн

Пути 1 и 2 ведут к вражеской базе, и задача позиций 3 и 4 — помешать этому, не подпуская противника на свою половину карты.

Направления 3 и 4 необходимы для захвата точек С и В. А позиции 1 и 2, в свою очередь, нужны для их защиты или перестрелки точка на точку.

Хюртгенский лес

На карте есть только один маршрут между точками А и B. Можно ехать не по главной дороге, а рядом, между домами. Это повысит шансы на выживание.

Позиции 1 и 2 блокируют доступ к стратегическим точкам. Кроме того, со второй позиции открывается вид на точку С, откуда также можно вести огонь, одновременно пополняя боекомплект.

Восточная Европа

Направления 1 и 2 похожи, но первое нужно, чтобы захватить точку В, а второе — для прикрытия и продолжения движения к точкам А или С.

Позиция 1 блокирует доступ к точке В по первому маршруту и создает трудности для союзников на третьей точке, которые тоже стремятся предотвратить захват точки В.

Позиции 2 и 4 не дают противнику пройти вторым путем. Четвёртая находится на возвышенности, обеспечивает обзор на точку С и позволяет уничтожать врагов, которые пытаются оттуда уйти.

Северная Голландия

Единственный путь проходит через все три точки, и основной задачей для обеих команд будет захват точки В.

Позиция 1 блокирует доступ к точке В через здание и основной путь. Уничтожить врага на этой позиции можно, только обойдя здание слева. Однако этому может помешать противник, находящийся на второй позиции и контролирующий всю левую часть карты.

Третья позиция закрывает основное направление до точки А, но не защищает точку В из-за риска проезда через здание. Четвёртая позиция обеспечивает полную защиту и открывает обзор на подъезд к точке В.

Историческая справка

В ноябре 1941 года Уральский завод тяжёлого машиностроения (УЗТМ) и Челябинский Кировский завод (ЧКЗ) наркоматом танковой промышленности был дан приказ разработать САУ, вооружённую одной 76,2-мм и двумя 45-мм пушками. Необходимость в новой самоходке для сопровождения танков в бою была выявлена из рапортов командиров танковых подразделений согласно которым мощь огня танковых орудий была недостаточной.

За основу был взят ремонтный танк КВ-1 с заводским номером 5161. КВ-7, известный как Объект 227, был спроектирован в ноябре 1941 года. Установка разрабатывалась Г. Н. Москвиным от ЧКЗ и К. Н. Ильиным с Г. С. Ефимовым от УЗТМ. Главным инженером был Л. Е. Сычев, а руководил проектом Ж. Я. Котин.

Программа испытаний «строенной артиллерийской установки на танке КВ» была утверждена 17 декабря 1941 года. В то же время началась подготовка к серийному производству КВ-7. Ещё до испытаний КВ-7 на заводе № 200 началась подготовка к изготовлению первой партии в 20 штук.

Первый образец на артиллерийской установке У-13 был готов в декабре 1941 года на УЗТМ, а окончательная сборка закончена в начале 1942 на ЧКЗ. Испытания 27 декабря 1942 года показали, что 76-мм и два 45-мм орудия не способны вести прицельный огонь залпом из-за различной баллистики. Кроме того, при стрельбе из одной крайней пушки сбивалась наводка в горизонтальной плоскости. 5 января КВ-7 прибыл в Москву, где прошли ещё одни испытания, в ходе которых только с третьего залпа получилось выстрелить сразу тремя орудиями, а кучность стрельбы с расстояния 400 метров оказалась низкой. Идея залпового огня оказалась под вопросом, так как за 34 секунды 76-мм пушка успевала сделать 3 выстрела, а 45-мм — по 5.

Комиссия предложила заменить три разнокалиберных орудия танка на две 76-мм пушки, создав спаренную установку с обозначением У-14. Руководителями проекта стали Н. В. Курин и Г. Ф. Ксюнин. Разработка установки продолжалась до середины февраля, после чего началась модернизация КВ-7. Танк не был создан с нуля, а доработан на основе существующего экземпляра. Изменения коснулись бронирования маски орудия и укладки снарядов, в то время как рубка осталась без изменений.

Испытания, проведённые 14 мая 1942 года, показали значительное улучшение кучности стрельбы по сравнению с предыдущей версией. Однако проблема с синхронным залпом продолжала снижать эффективность стрельбы. Скорострельность установки составила 6-7 выстрелов в минуту, что соответствовало уровню КВ-1. В октябре 1942 года были проведены новые испытания, на которых планировалось установить командирскую башню от КВ-1С и улучшить установку, чтобы отправить танк на фронт. Однако эти планы не были реализованы. Вместо этого танк использовался для тестирования трансмиссии от Московского Машиностроительного Института им. Баумана.

Усовершенствованный вариант так и не приняли на вооружение из-за появления танков Tiger I, с которыми уже не справлялись 76-мм орудия. Создание новой САУ не было напрасным. Опыт, накопленный в разработке, конструкторы ЧКЗ и УЗТМ во главе с Ж. Я. Котиным использовали при создании СУ-152. Единственный образец КВ-7 в последние дни жизни простоял на музейной площадке завода № 100 и, согласно документам, его порезали на металл в конце 1943 года.

КВ-7 на музейной площадке завода № 100. Источник

1 комментарий
Комментариев пока нет
Напишите первый!
Лента рекомендаций
Сейчас нам нечего вам порекомендовать :(
Перейти на главную
Вы досмотрели до конца