F-16A модификации ADF — версия истребителя-перехватчика, способная эффективно вести воздушный бой на ближних и средних дистанциях, однако вместе с этим на этой модификации отсутствует какое-либо вооружение класса «воздух-земля». «Фэлкон» выделяется превосходной динамикой разгона, высокой максимальной скоростью и скороподъёмностью и замечательными ракетами «воздух-воздух». Недостатками являются скудные манёвренные характеристики на большой скорости, а также ADF не может оказывать поддержку наземным силам в виду отсутствия соответствующего вооружения.
| Достоинства | Недостатки |
| Превосходная динамика разгона | Сильно ограниченная по ЭДСУ манёвренность |
| Очень высокая максимальная скорость | Отсутствие подвесного вооружения «воздух-земля» |
| Мощное курсовое вооружение | Небольшой запас ЛТЦ с быстрым расходом |
| Отличные УРВВ |
Лётно-технические характеристики
По части динамики разгона и скорости лётно-технические характеристики F-16 можно ёмко охарактеризовать одним словом: «потрясающие». Благодаря небольшому весу и мощному двигателю Pratt & Whitney F100-PW-220, тяговооружённость (соотношение тяги двигателя к весу самолёта) F-16 составляет выше единицы, от чего «Фэлкон» обладает высочайшей динамикой разгона, с которой посоперничать не могут даже такие самолёты, как Kfir C.7 и МиГ-29. Максимальная скорость у земли в горизонтальном полёте составляет 1448 км/ч — ненамного меньше, чем у МиГ-29 и F-14, однако благодаря превосходным разгонным характеристикам F-16 в большинстве случаев будет способен догнать даже такие скоростные цели. Разумеется, порог в горизонтальном полёте может быть легко превышен в пикировании, однако выше 1550 км/ч разгоняться всё же не стоит, так как на этой скорости конструкция уже не выдержит напора воздуха и самолёт потеряет крыло от наступившего флаттера.
А вот с манёвренностью у F-16 дела обстоят куда сложнее. Дело в том, что «Фэлкон», как и многие другие истребители 4-го поколения, оборудован ЭДСУ, которая ограничивает максимальную перегрузку самолёта до 9G. В реалиях игры это приводит к тому, что на скорости уже свыше 800 км/ч самолёт крайне неохотно выполняет любой манёвр, а выполнение даже простого боевого разворота, особенно на сверхзвуковой скорости, занимает очень долгое время. Это значит, что значительно более ранние самолёты, такие как «Фантомы» и МиГ-23МЛД, не ограниченные в манёвре электроникой, будут иметь значительное превосходство в манёврах на высокой скорости и, например, в одном круге эти истребители выйдут на огневую позицию раньше, чем это сделает «Фэлкон».
Однако ситуация с манёвренностью резко меняется в противоположную сторону, стоит F-16 сбросить свою скорость ниже 800 км/ч — «Фэлкон» буквально преображается на глазах, становясь невероятно манёвренным истребителем, с которым не могут посоперничать даже самые лёгкие и манёвренные машины, такие как F-5E и J-7E. Мощный двигатель позволяет F-16 спокойно держаться в устоявшемся вираже, а форсаж в таком вираже нужно будет включать лишь на несколько секунд для поддержания удобной для маневрирования скорости. Продвинутая механизация крыла не оставит противнику шансов в манёвренном бою, даже если F-16 воюет сразу против нескольких вражеских целей. Поэтому, если ситуация в бою выходит на «догфайт», первое, что стоит сделать, — это выключить форсаж и выпустить аэродинамический тормоз. Как только скорость упадёт до приемлемых значений, F-16 приятно порадует своего пилота превосходной манёвренностью и сможет выйти победителем даже из самых тяжёлых «догфайтов».
Живучесть и бронирование
Боевая живучесть
Боевую живучесть F-16 можно охарактеризовать как «среднюю». Самолёт, пусть и не защищённый бронёй, всё же способен выдержать несколько попаданий из курсовых пушек других истребителей, однако в целом под огонь лишний раз лучше не подставляться. В этом поможет высокая скорость крена — с ней F-16 может довольно быстро ломать траекторию и сбивать прицел вражескому истребителю. Большим недостатком в боевой живучести «Фэлкона» является его однодвигательная компоновка: несмотря на присутствие системы пожаротушения двигателя, при пожаре самолёт в любом случае получит слишком сильные повреждения, даже если СПД и сумеет справиться с пожаром.
Выживаемость
Выживаемость у F-16 достаточно высокая. Один двигатель не выдаёт такую значительную тепловую сигнатуру, как двухдвигательные машины, что несколько упрощает уклонение от ракет. Также «Фэлкон» оборудован системой контрмер, состоящих из 60 зарядов ЛТЦ/ДО. Стоит учитывать, что расход контрмер за одно применение достаточно высокий, поэтому не стоит расходовать их понапрасну. Особенно это касается пусков ракет AIM-9L и Р-60М в заднюю полусферу F-16 — при чрезмерном использовании ЛТЦ можно с лёгкостью добиться обратного эффекта, и вместо уклонения от ракеты привести её по тепловому следу прямо в хвост своего истребителя.
Само собой, F-16 оборудован СПО, которая помогает вовремя обнаружить захват радаром, однако стоит помнить о невысокой манёвренности самолёта на больших скоростях и начинать противоракетные манёвры сразу же, как только СПО даст сигнал о захвате вражеской РЛС.
Вооружение
Курсовое вооружение
В качестве курсового вооружения на F-16 выступает 20-мм пушка M61 Vulcan, установленная в корпусе самолёта по левой части. Боезапас орудия составляет 512 выстрелов. «Вулкан» примечателен высочайшей скорострельностью – 6000 выстрелов в минуту, а его бронебойно-зажигательные снаряды обладают отличным уроном по самолётам и лёгким бронецелям.
Ленты для M61 Vulcan:
- Стандарт (ОФЗ-БЗТ-БЗ) — хороший урон по самолётам, может уничтожать наземные цели;
- Воздушные цели (ОФЗ-ОФЗ-БЗТ-ОФЗ-ОФЗ-БЗ) — нежелательна в виду относительно слабого урона по авиации;
- Бронецели (БЗТ-БЗ-БЗ-БЗ-ОФЗ) — наиболее предпочтительная лента, подходящая как для стрельбы по самолётам, так и по лёгким наземным целям;
- Для скрытой атаки (ОФЗ-БЗ-БЗ) — подойдёт опытным пилотам, имеет хороший урон по самолётам, а также затруднит противнику попытки уклонения от огня.
Подвесное вооружение
F-16A ADF — это чистокровный истребитель. В его задачи входит установление господства в воздухе и воздушный бой на ближней и средней дистанции, в чём ему поможет арсенал превосходных УРВВ.
Для борьбы с воздушными целями самолёт оборудован:
- УРВВ AIM-9L Sidewinder — ИК ракета третьего поколения, с которой F-16 становится чрезвычайно опасным противником в воздушном бою. Ракета выделяется отличной манёвренностью и скоростью, а кроме этого «Сайдвайндер» модификации 9L может похвастаться и весьма впечатляющей для лёгкой ракеты ближнего боя эффективной дальностью, которая может достигать 5 км даже у земли;
- УРВВ AIM-7M Sparrow — ПА-ракета для боя на средней дистанции боя. По своим характеристикам она максимально похожа на предыдущую версию AIM-7F, которую можно найти, например, на «Томкэте», однако версия 7M может похвастаться чуть лучшими манёвренными характеристиками, что позволяет применять её даже с очень малых для ракет этого класса дистанций — минимальная эффективная дальность при пуске «лоб-в-лоб» составляет всего 1,5 км.
Вспомогательное подвесное оборудование представлено подвесным топливным баком на 1136 литров, который при подвесе на центральный пилон даёт самолёту дополнительные 7 минут полёта. При вылете с ПТБ топливо расходуется в первую очередь из него, а после того, как топливо в баке закончится, он будет автоматически сброшен и более не будет влиять на ЛТХ самолёта. При необходимости топливный бак можно сбросить и вручную.
Для принудительного сброса ПТБ необходимо назначить соответствующую кнопку. Для этого нужно открыть «Управление > Самолёт > Вооружение > Сброс дополнительного топливного бака».
Применение в бою
Двигатель F-16 расходует очень много топлива на форсаже, поэтому для воздушного боя рекомендуется брать не менее 20 минут и ПТБ, а на больших картах из режима «Противостояние» лучше взять полную загрузку топливом. В любом случае, в начале боя о ПТБ можно не беспокоиться, так как при полёте на форсаже к моменту встречи с противником топливо в нём уже закончится и бак будет автоматически сброшен.
В воздушном бою F-16 в первую очередь выделяется как скоростной истребитель ближнего и среднего боя. Наличие у ADF ракет средней дальности позволяет ему быть на острие атаки. AIM-7M отлично себя показывает в уничтожении целей с дальней дистанции, однако не стоит забывать об эффекте переотражения от земли — цель, летящая на сверхмалой высоте, может быть недосягаема для ракеты, так как из-за переотражения сигнала РЛС будет захватывать область прямо под самолётом, уводя ракету мимо цели. Впрочем, этим же может воспользоваться и сам пилот F-16, избегая попаданий вражеских ракет. Наличие ракет AIM-9L позволяет эффективно отыгрывать и от большой высоты. Классический «бум-зум» применим и в эпоху УРВВ, и F-16, занявший большую высоту с последующим пикированием, легко может стать последним, что противник уже не увидит. Большим преимуществом данной тактики станет эффект внезапности — сочетание высокой дальности AIM-9L и неожиданной атаки сверху может помочь пилоту F-16 внести решающий вклад в победу своей команды. Недостатком такого подхода станет куда большая вероятность стать жертвой ракет средней и большой дальности, если пилот поторопится и попадёт на РЛС противника слишком рано, до того, как завяжется ближний бой на малой высоте. Кроме того, эта тактика практически бесполезна в условиях высокой облачности на карте — навести ракеты по нескольким целям, когда густые облака находятся лишь в паре километров над землёй, фактически невозможно.
После того как начнётся ближний бой, родной стихией для F-16 станут стремительные атаки на проходах. AIM-9L можно применять с куда больших дистанций, нежели другие ИК-ракеты, а на минимальной дистанции боя пригодится отличная 20-мм пушка «Вулкан». И несмотря на наличие ЭДСУ, сильно ограничивающей возможности «Фэлкона» в манёвре, полностью пренебрегать «догфайтом» не стоит, ведь американский истребитель прекрасно себя чувствует и на виражах. Самое главное — это сбросить скорость до приемлемой для манёвра, в чём поможет отключение форсажа и выпуск аэродинамического тормоза. Мощный двигатель легко утягивает самолёт вверх, позволяя вести бои через вертикаль, но самый лучший вариант для «Фэлкона» — это устоявшийся горизонтальный вираж, где равных ему практически нет.
Историческая справка
В октябре 1986 года ВВС США анонсировали конвертацию самолётов F-16A/B модификации Block 15 в истребители-перехватчики для нужд ВВС Национальной гвардии США. Эти самолёты станут основным средством для защиты родного неба против бомбардировщиков и крылатых ракет. Первая конвертация F-16A ADF была завершена в феврале 1989 года, а в это же время был заключён контракт на комплекты для обновления и модификации в общей сложности 271 самолёта F-16A/B в Огденском логистическом центре в Юте. Планеры Block 15, используемые для программы ADF, должны были быть модернизированы до стандарта Block 15OCU, и обе программы выполнялись параллельно. Самолёты, поступившие в логистический центр для модернизации до стандарта ADF, также получили авионику, установленную на Block 15OCU. В результате все самолёты ADF представляют собой модернизированные планеры Block 15OCU. Последний F-16 ADF покинул Огден в 1992 году.
F-16 ADF можно отличить от стандартных F-16A/B по нескольким внешним отличительным признакам, таким как длинные и тонкие горизонтальные выпуклости в основании вертикального оперения (только у модели A), а также набор из четырёх лопастных антенн, получивших имя «Bird-slicer», вынесенных прямо перед фонарём (как часть системы «свой-чужой»). Выпуклости вызваны перемещением высокочастотного однополосного радиомодуля Bendix-King AN/ARC-200 на переднюю кромку киля. Это, в свою очередь, привело к тому, что аккумуляторы управления полётом, которые были установлены один над другим, были перемещены по обе стороны от хвостового оперения. Выпуклости были установлены, чтобы обеспечить достаточно места для этих аккумуляторов. F-16B ADF, не имеющий радиоприёмника Bendix HF, этих выпуклостей не имеет.
Все F-16 ADF имеют модифицированный планер. Существующие модели Block 15 были сразу преобразованы в Block 15OCU и в стандарт ADF. Всего в период с 1989 по 1992 год был переоборудован 271 планер, в том числе 246 моделей A и 25 моделей B. Между моделями A и B, как описано выше, существуют незначительные различия. Многие из этих F-16 являются очень дешёвым и довольно современным активом для стран-союзников США. Эти самолёты имеют относительно небольшой налёт на своих планерах, и многие из них продаются на вторичном рынке. Иордания первой получила 16 самолётов по программе Peace Falcon в 1997 году. Недавно Таиланд приобрёл ещё одну партию из 15 моделей A и 1 модели B по программе Peace Naresuan IV. Также итальянские ВВС получили 26 моделей A и 4 модели B по договору аренды сроком на 5 лет (с возможностью продления до 10 лет) под названием Peace Caesar.
С исторической точки зрения, данный самолёт появился у Италии несколько сумбурно и непреднамеренно. А если ещё и вдаваться во все нюансы, то можно сказать, что появление этой машины в рядах ВВС Италии — злая шутка истории.
Хоть угроза прямой конфронтации с территории бывшего Советского государства была минимальна, большинство стран НАТО отчётливо понимало, что неспокойные времена на множестве территорий на его остатках могут вылиться во что-то более серьёзное. А учитывая то, как сильно скакнула авиационная промышленность в постсоветском блоке на своем излёте, стало понятно, что нужно уже что-то более современное, чем различные модификации «Торнадо», как, например, лизинговые ADV, привезённые из Британии в 93-ем, или F-104.ASA прямо сейчас. И тут на сцену вновь вышли General Dynamics и предложили... F-16 в комплектации ADF. И пока Италия ждала свой «аналог, который должен был положить конец монополии американских фирм», она начала подписывать контракт на новые американские самолёты. Перипетии судьбы порой ироничны...
Но на самом деле, подобное решение было принято нелегко. Около года, до середины-конца 2000 года, MoD Италии пыталось отбиться от надоедливых представителей компании, пока не стало окончательно понятно, что свои первые полностью сформированные авиабригады на «Тайфунах» получит не скоро, а «Торнадо» уже заступает на очередной проект продления жизни. Тогда пришлось принять предложение на «временную затычку» («tappo temporaneo», как это называли в прессе) в виде F-16.
Но даже так итальянцы решили строго обозначить свои требования: никаких урезанных версий, полностью идентичный постоянный самолёт, в полной комплектации и со всем вооружением. В довесок, все пилоты обязаны пройти обучение на территории США с личными инструкторами, с полной программой обучения, включая ведение близкой поддержки наземных войск (close-support). И, помимо ADF, были заказаны различные версии F-16, включая «блоки» 5, 10, 15. А самое главное, что брались не только блоки ADF, но и OCU с возможностью и обязательством последующих модернизаций (как, например, «FalconUp» и «Falcon 2020»). При этом были заказаны ещё 4 самолёта «на запчасти», лишь один из которых потом разобрали, остальные так и остались пылиться на складах. Но самым главным решением было то, что самолёты не покупались, а лишь брались в лизинг с возможностью последующего выкупа. Было решено провести аналогичную сделку, как и с Tornado ADV и британцами. И эти строгие требования позволили итальянцам получить гораздо больше, чем они рассчитывали. По сути, им удалось выжать максимум из доступных 777 млн. долларов за программу, рассчитанную на 5 лет с возможностью расширения на ещё 5 лет.
Но так или иначе, 15 марта 2001 года контракт был подписан. Перед доставкой в Италию самолёты вывозились со склада на авиабазе Дэвис-Монтан, штат Аризона, и передавались в ОЦО Огден на авиабазе Хилл, штат Юта, где они проходили 220-дневный ремонт и модернизацию.
Выполняя свою часть сделки, около 100 офицеров технического обслуживания, инструкторов и техников итальянских ВВС проходили обучение по обслуживанию F-16 на объектах Lockheed Martin в Форт-Уэрте, штат Техас.
Во всяком случае, первые машины итальянцы получили уже через два года после подписания контракта: пока завершилось обслуживание, пока пилоты и техники смогли досконально разобраться в машине, еще и перелёт в страну базирования... Это заняло довольно много времени.
Очень показателен тот момент, что лететь обратно должны были уже итальянские пилоты на самолётах с итальянскими опознавательными знаками, что первоначально вызывало некоторый сумбур среди американских лётчиков: привыкшие к «американской» школе пилотирования, никто не ожидал от итальянцев что-то необычного, однако даже во время простого обучения ведения боя и перелётов с одной базы на другую они умудрялись выворачивать такие манёвры на форсажах, что рядовому пилоту казались самоубийственными. Благо, привыкшие управлять ретивый и непослушный F-104 и тяжелый «Tornado», итальянские пилоты себя чувствовали более чем свободно. Очень многие из них впоследствии отзывались о самолёте как о крайне послушном, быстром и манёвренном истребителе, о котором может мечтать любой пилот.
И вот, уже к 2003 году было сформировано 3 бригады (Stormo 38°, Stormo 23° и Stormo 18°), полностью укомплектованные новенькими F-16. И... Машина показала себя лучше, чем всё то, на чём итальянцы летали до. Их смущало только одно — слишком большая аварийность машин. За всё время эксплуатации во всех авиабригадах было потеряно по машине, а в некоторых и более.
Италия частично оплатила залог за машины, но даже из этих разбившихся машин удалось достать запчасти (многие из них не так сильно пострадали, как об этом писали в прессе), которые снизили траты залога на использование. Если так судить, то в сухих цифрах за короткий срок службы F-16 оказался даже более аварийным, чем F-104 за такой же срок. Однако машина крайне понравилась пилотам, а её эффективность и экономичность в обслуживании устраивало командование, так что все закрывали на этот небольшой неприятный факт глаза.








